«Да, моему ребенку 3 года, и у него нет активной речи, но я не беспокоюсь, потому что наш папа заговорил тоже поздно»

«Мне свекровь рассказывала, что брат моего мужа тоже заговорил позже, так что наш сын в него видимо»

«Мне сказали, что нервные клетки созревают индивидуально, и наверное, мы поздние, вот ждем пока дозреют»

И коронное : «Эйнштейн тоже заговорил поздно, и ничего, — гений !»

Итак, дорогие родители, давайте разберем ваши сказки, которые вы так любите рассказывать друг другу.

Ребенок, который не ходит в 2 года, не говорит в 3 года — это ребенок с определенной биологической проблемой.

Причина может быть в органическом повреждении мозга, в психотическом статусе, или невротическом (самый легкий вариант). Туда же педагогическая запущенность — родители не общаются, малоразговорчивые. В семье алкоголиков, которые радостно с утра до вечера обкладывают друг друга матом, но не занимаются с ребенком — ребенок говорит, усваивая среду — активно, но матом.

Папа, который не ходил, а потом «созрел позже» — пошел в 5, будет папой с биологической патологией — органическим повреждением мозга. И вам не придет в голову оправдывать этим нарушение у вашего ребенка, потому что вы понимаете — это НЕ НОРМА. Если у папы органика, и у ребенка, значит, надо искать причину из-за которой они демонстрируют позднее моторное развитие и т.д..

Когда вы на приеме озвучиваете фразу «наш папа заговорил поздно, видимо, ребенок в него» это в переводе на восприятие специалиста звучит так : «Наш папа имеет патологию, и видимо, ребенок тоже».

Если такого ребенка привели в раннем возрасте — до 3 лет, его можно компенсировать в норму в 90 %. Если привели в 5 лет — то зависит от масштабов задержки, 50 на 50. После 7 уже только симптоматическая коррекция, поскольку наиболее сильная пластичность мозга уже позади.

То, как функционирует базово ребенок в 7 лет — это то, как он будет жить.

Нервные клетки созревают, но параллельно с этим процессом происходит и апоптоз — гибель неработающей нервной ткани. Если вы не занимаетесь с ребенком, не реабилитируете его — не ждите чуда, «созревшие нейроны» не смогут «запустить зону» — навык (речь, интеллект, поведение), если вы не поможете тем нервным клеткам, которые есть на данный момент.

Поэтому очень важно найти причину состояния, обследовать ребенка, а не надеяться что он «дозреет», пока вы выбираете ждать и оправдывать бездействие, биохимические нарушения мозга будут уничтожать нервную ткань — и настоящую, и «дозревающую».

Теперь по поводу Эйнштейна : мы НЕ ЗНАЕМ наверняка, как он развивался. Во время интернета любая фантазия приобретает налет истории.
Да, может он пережил невроз, и действительно заговорил позже, самостоятельно его компенсировав, но это ЕДИНИЧНЫЕ благополучные случаи. В реальности же дети, которые так и не стали Эйнштейнами после 7 лет пополняют ряды коррекционных школ-интернатов и особых взрослых.

Выбирая ожидание и иллюзию, свой комфорт, вы выбираете потерю драгоценного времени для реабилитации. Чем позже начата реабилитация — тем длительнее и слабее будет динамика восстановления.

Ребенок, который не ходит в 2 года, не станет чемпионом по бегу. Несмотря на красивую историю о том, что «папа/сосед/знакомый пошел поздно и замечательно бегает».

Ребенок, который не говорит в 3 года, будет иметь задержку развития, после 7 лет в необратимой форме, несмотря на то что вам так хотелось верить в то что «папа заговорил позже, и он заговорит, когда «дозреет».

Вера в ребенка и оправдание своего комфорта — это разное.